Product SiteDocumentation Site

5.2. Метаинформация пакета

Пакет Debian является не только архивом файлов, предназначенных для установки. Он является частью системы, и в нём описаны взаимоотношения с другими пакетами Debian (зависимости, конфликты, предложения). Он также содержит сценарии, которые выполняются на различных этапах жизненного цикла пакета (при установке, удалении, обновлении). Эти данные, используемые инструментами управления пакетами, не являются частью упакованного программного обеспечения, но содержатся внутри пакета и называются «метаинформацией» (информацией о другой информации).

5.2.1. Описание: файл control

Структура этого файла похожа на заголовки e-mail (как они определены в RFC 2822). Например, для apt файл control выглядит следующим образом:
$ apt-cache show apt
Package: apt
Version: 0.9.7.9+deb7u1
Installed-Size: 3271
Maintainer: APT Development Team <deity@lists.debian.org>
Architecture: amd64
Replaces: manpages-pl (<< 20060617-3~)
Depends: libapt-pkg4.12 (>= 0.9.7.9), libc6 (>= 2.4), libgcc1 (>= 1:4.1.1), libstdc++6 (>= 4.6), debian-archive-keyring, gnupg
Suggests: aptitude | synaptic | wajig, dpkg-dev, apt-doc, xz-utils, python-apt
Conflicts: python-apt (<< 0.7.93.2~)
Description-ru: менеджер пакетов с интерфейсом командной строки
 Этот пакет содержит инструменты командной строки для поиска и
 управления пакетами, а также запроса информации о пакетах путём
 низкоуровневого доступа ко всем возможностям библиотеки
 libapt-pkg.
 .
 Включены следующие инструменты:
  * apt-get для получения пакетов и информации о них из
    достоверных источников и для установки, обновления и удаления
    пакетов вместе с их зависимостями
  * apt-cache для запроса доступной информации об установленных и
    доступных для установки пакетов
  * apt-cdrom для использования внешних носителей информации в
    качестве источников пакетов
  * apt-config в качестве интерфейса для настройки параметров
  * apt-key в качестве интерфейса для управления ключами для
    проверки ключей аутентификации
Description-md5: 9fb97a88cb7383934ef963352b53b4a7
Tag: admin::package-management, hardware::storage, hardware::storage:cd,
 implemented-in::c++, interface::commandline, network::client,
 protocol::ftp, protocol::http, protocol::ipv6, role::program,
 suite::debian, use::downloading, use::searching,
 works-with::software:package
Section: admin
Priority: important
Filename: pool/main/a/apt/apt_0.9.7.9+deb7u1_amd64.deb
Size: 1258056
MD5sum: f403a84515c37e3232b7fcf9664c3e30
SHA1: abe3610c4c619eccacc8bc985369c780189e9958
SHA256: 8f2ada8ed29831ae97264d5ce51410755b25f940c277eacacfe6803cc3ae7540

5.2.1.1. Зависимости: поле Depends

Зависимости определяются в поле Depends в заголовке пакета. Это список условий, выполнение которых необходимо для корректной работы пакета. Данная информация используется такими инструментами, как apt, чтобы установить правильные версии необходимых библиотек, которые удовлетворяют зависимости устанавливаемого пакета. Для каждой зависимости диапазон версий, соответствующих этому условию, может быть ограничен. Другими словами, можно сказать, что нам требуется пакет libc6 версии не ниже чем «2.15» (пишется «libc6 (>= 2.15)»). Операторы сравнения версий следующие:
  • <<: меньше;
  • <=: меньше или равна;
  • =: равна (однако «2.6.1» — не то же самое, что и «2.6.1-1»);
  • >=: больше или равна;
  • >>: больше.
В списке условий запятая играет роль разделителя. Её следует интерпретировать как логическое «и». Внутри условий вертикальная черта («|») означает логическое «или» (включающее «или», а не исключающее «строго одно из»). Поскольку оно имеет более высокий приоритет, чем «и», его можно использовать столько раз, сколько потребуется. Так, зависимость «(A или B) и C» записывается в виде A | B, C. Напротив, выражение «A или (B и C)» следует записывать как «(A или B) и (A или C)», поскольку поле Depends не допускает использования скобок, меняющих порядок приоритетов между логическими операторами «или» и «и». То есть должно писаться A | B, A | C.
Система зависимостей — хороший механизм для обеспечения работоспособности программ, но у него есть и другое применение — «метапакеты». Это пустые пакеты, в которых описаны только зависимости. Они обеспечивают установку группы взаимосвязанных программ, выбранных сопровождающим метапакета; соответственно, apt install метапакет автоматически установит все эти программы, используя зависимости метапакета. Пакеты gnome, kde-full и linux-image-amd64 являются примерами метапакетов.

5.2.1.2. Конфликты: поле Conflicts

Поле Conflicts указывает на то, что пакет не может быть установлен, если уже установлен другой пакет. Наиболее распространенными причинами для этого является включение обоими пакетами файлов с одинаковыми именами, или предоставление сервисов на одном и том же порту TCP, или мешающих работе друг друга.
dpkg откажется установить пакет, если он вызовет конфликт с уже установленным пакетом, за исключением тех случаев, когда новый пакет указывает, что он будет «заменять» установленный пакет, — тогда dpkg заменит старый пакет на новый. apt всегда следует вашим указаниям: если вы выберете установку нового пакета, он автоматически предложит удалить проблемный пакет.

5.2.1.3. Несовместимость: поле Breaks

По своему действию поля Breaks похоже на поле Conflicts, но оно несёт особый смысл. Оно сообщает, что установка пакета «поломает» другой пакет (или конкретные его версии). Как правило, такая несовместимость между пакетами имеет временный характер, и Breaks указывает на конкретные несовместимые версии.
dpkg откажется установить пакет, который поломает уже установленный пакет, и apt попытается решить проблему путём обновления пакета, который оказался бы сломанным, до более новой версии (которая, как предполагается, будет исправленной и, таким образом, снова совместимой).
Подобные ситуации могут возникнуть в случае обновления без обратной совместимости: это происходит, если новая версия работает не так, как старая, что приводит к сбою в другой программе, если не принять должных мер. Поле Breaks помогает пользователю не сталкиваться с такими проблемами.

5.2.1.4. Предоставляемое пакетом: поле Provides

Это поле вводит очень интересную концепцию «виртуального пакета». Она имеет много применений, два из которых особенно важны. Первое состоит в использовании виртуального пакета, чтобы привязать к нему общее название сервиса (пакет «предоставляет» сервис). Вторая показывает, что пакет полностью заменяет другой, и что при этом он может удовлетворять зависимости, которые удовлетворил бы другой. Таким образом, можно создать замену пакета без необходимости использовать то же самое имя пакета.
5.2.1.4.1. Предоставление «сервиса»
Давайте рассмотрим первый случай более подробно на примере: все почтовые серверы, такие как postfix или sendmail, «предоставляют» виртуальный пакет mail-transport-agent. Поэтому в любом пакете, для работы которого нужен этот сервис (например менеджере списков рассылки вроде smartlist или sympa), просто указывается зависимость от mail-transport-agent вместо того, чтобы указывать большой, и при этом всё равно неполный список возможных решений (то есть postfix | sendmail | exim4 | …). Кроме того, бесполезно устанавливать два почтовых сервера на одной машине, поэтому каждый из этих пакетов сообщит о конфликте с виртуальным пакетом mail-transport-agent. Конфликт пакета с самим собой игнорируется системой, но данная технология не допустит установки двух почтовых серверов одновременно.
5.2.1.4.2. Взаимозаменяемость другим пакетом
Поле Provides также полезно в случаях, когда содержание пакета включается в состав другого, более крупного пакета. Например модуль Perl libdigest-md5-perl был необязательным в Perl 5.6, но стал стандартным в Perl 5.8 (и более поздних версиях, в частности 5.20, входящей в Jessie). Поэтому в пакете perl, начиная с версии 5.8, указывается Provides: libdigest-md5-perl, чтобы зависимости от этого пакета были удовлетворены при установке Perl версии 5.8 (или новее). Сам пакет libdigest-md5-perl в конечном итоге был удален, поскольку после удаления старых версий Perl в нём не стало смысла.
Использование поля Provides для того, чтобы не нарушать зависимости

Рисунок 5.1. Использование поля Provides для того, чтобы не нарушать зависимости

Эта функция очень полезна, поскольку никогда нельзя предвидеть превратности процесса разработки, и важно иметь возможность подстроиться к переименованию устаревшего ПО или другим автоматическим заменам.
5.2.1.4.3. Прошлые ограничения
Виртуальные пакеты имеют некоторые ограничения, cамым значительным из которых является отсутствие номера версии. Вернемся к предыдущему примеру: зависимость, такая как Depends: libdigest-md5-perl (>= 1.6), несмотря на наличие Perl 5.10, никогда не будет считаться удовлетворённой системой управления пакетами — в то время как на самом деле она скорее всего удовлетворена. Не зная этого, пакетная система выбирает наименее опасный путь, предполагая, что версии не соответствуют.
Это ограничение было снято в dpkg версии 1.17.11 и более не актуально для Jessie. Пакеты могут назначать версию предоставляемым ими виртуальным пакетам при помощи зависимости, например: Provides: libdigest-md5-perl (= 1.8).

5.2.1.5. Замена файлов: поле Replaces

Поле Replaces указывает, что пакет содержит файлы, которые также присутствуют в другом пакете, но при этом пакет имеет право заменить их. Без этого поля dpkg завершится с ошибкой, сообщив, что не может перезаписать файлы другого пакета (формально, можно заставить его сделать это с помощью опции --force-overwrite, но это не является обоснованной стандартной операцией). Это позволяет выявить потенциальные проблемы и вынуждает сопровождающего изучить вопрос прежде чем добавлять такое поле.
Это поле используется при изменении имени пакета, или когда один пакет включается в состав другого. Это также происходит в случае, если сопровождающий решает распределить файлы по-другому между двоичными пакетами, полученными из одного и того же исходного: заменённый файл больше не принадлежит старому пакету, а только новому.
Если все файлы в установленном пакете были заменены, принимается решение об удалении пакета. Наконец, это поле также указывает dpkg удалить заменённый пакет в случае конфликта.

5.2.2. Сценарии настройки

Кроме файла control архив control.tar.gz в каждом пакете Debian может содержать несколько сценариев, вызываемых dpkg на разных этапах обработки пакета. В Политике Debian подробно описаны все возможные случаи, в которых вызываются сценарии, и какие аргументы они при этом получают. Эти последовательности могут быть довольно сложными, поскольку если один из сценариев завершается с ошибкой, dpkg будет пытаться вернуться к нормальному состоянию (насколько это возможно) путём отмены текущей установки или удаления.
Если вкратце, сценарий preinst вызывается перед установкой пакета, а postinst после неё. Аналогично, prerm запускается перед удалением пакета, а postrm — после. Обновление пакета эквивалентно удалению предыдущей версии и установке более новой. Все возможные ситуации описать здесь не получится, но мы рассмотрим две, встречающиеся чаще всего: установку/обновление и удаление.

5.2.2.1. Установка и обновление

Вот что происходит во время установки пакета (или его обновления):
  1. Для обновления dpkg запускает old-prerm upgrade новая-версия.
  2. Также для обновления dpkg запускает new-preinst upgrade старая-версия; при установке запускается new-preinst install. Последним параметром может быть добавлена старая версия, если пакет уже устанавливался раньше, но был удалён (но не вычищен, то есть конфигурационные файлы сохранились).
  3. После этого распаковываются файлы нового пакета. Если файл уже существует, он заменяется, но создаётся временная резервная копия.
  4. При обновлении dpkg вызывает old-postrm upgrade новая-версия.
  5. dpkg обновляет все внутренние данные (список файлов, сценарии настройки и т. п.) и удаляет резервные копии заменённых файлов. Теперь обратного пути нет: dpkg более недоступны все элементы, необходимые для отката к предыдущему состоянию.
  6. dpkg обновит все конфигурационные файлы, выводя запрос пользователю, если это невозможно сделать автоматически. Подробности этой процедуры рассмотрены в Раздел 5.2.3, «Контрольные суммы, список конфигурационных файлов».
  7. Наконец, dpkg настраивает пакет, запуская new-postinst configure последняя-настроенная-версия.

5.2.2.2. Удаление пакета

Вот что происходит во время удаления пакета:
  1. dpkg запускает prerm remove.
  2. dpkg удаляет все файлы пакета за исключением конфигурационных файлов и сценариев настройки.
  3. dpkg запускает postrm remove. Все сценарии настройки, за исключением postrm, удаляются. Если пользователь не использует опцию «purge», процесс удаления заканчивается на этом шаге.
  4. Для полного удаления пакета (в случае использования команды dpkg --purge или dpkg -P) также удаляются конфигурационные файлы и их копии (*.dpkg-tmp, *.dpkg-old, *.dpkg-new) и временные файлы; после этого dpkg запускает postrm purge.
Четыре сценария, описанные выше, дополняются сценарием config, предоставляемым пакетами, которые используют debconf для запроса у пользователя информации для настройки. Этот сценарий определяет вопросы, которые будут заданы debconf во время установки. Ответы заносятся в базу данных debconf для дальнейшего использования. Эти сценарии обычно выполняются apt до установки пакетов, последовательно, чтобы сгруппировать вопросы и задать их пользователю в начале процесса. Пред- и послеустановочные сценарии могут впоследствии использовать эту информацию, чтобы действовать в соответствии с пожеланиями пользователей.

5.2.3. Контрольные суммы, список конфигурационных файлов

В дополнение к сценариям сопровождающего и контрольным данным, уже рассмотренным в предыдущих разделах, архив control.tar.gz пакета Debian может содержать другие интересные файлы. Первый, md5sums, содержит контрольные суммы MD5 для всех файлов пакета. Благодаря ему можно с помощью команды dpkg --verify (которая будет изучаться в Раздел 14.3.3.1, «Auditing Packages with dpkg --verify») проверить, изменялись ли эти файлы с момента установки. Обратите внимание, что при отсутствии этого файла dpkg создаст его динамически во время установки (и сохранит его в базе данных dpkg, как и другие контрольные файлы).
В conffiles содержится список файлов, которые должны быть обработаны как конфигурационные файлы. Конфигурационные файлы могут быть изменены администратором, и dpkg постарается сохранить эти изменения во время обновления пакета.
Действительно, в этой ситуации dpkg ведёт себя настолько интеллектуально, насколько это возможно: если стандартный конфигурационный файл не изменился между двумя версиями, она ничего не делает. Если, однако, файл был изменен, она будет пытаться обновить его. Возможны два варианта развития событий: если администратор не трогал конфигурационный файл, dpkg автоматически установит новую версию; если же файл был изменен, dpkg спросит администратора, какую версию он хочет использовать (старую с изменениями или новую из пакета). Для помощи в принятии решения dpkg показывает «diff», то есть различия между двумя версиями. Если пользователь предпочтёт оставить старую версию, новая будет храниться в том же месте, в файле с суффиксом .dpkg-dist. Если же пользователь выбирает новую версию, старая сохраняется в файле с суффиксом .dpkg-old. Другой вариант заключается в том, чтобы немедленно прервать dpkg и отредактировать файл, попытавшись внести нужные изменения (ранее обнаруженные с помощью diff).

Product SiteDocumentation Site

5.2. Package Meta-Information

The Debian package is not only an archive of files intended for installation. It is part of a larger whole, and it describes its relationship with other Debian packages (dependencies, conflicts, suggestions). It also provides scripts that enable the execution of commands at different stages in the package's lifecycle (installation, removal, upgrades). These data used by the package management tools are not part of the packaged software, but are, within the package, what is called its “meta-information” (information about other information).

5.2.1. Description: the control File

This file uses a structure similar to email headers (as defined by RFC 2822). For example, for apt, the control file looks like the following:
$ apt-cache show apt
Package: apt
Version: 0.9.7.9
Installed-Size: 3271
Maintainer: APT Development Team <deity@lists.debian.org>
Architecture: amd64
Replaces: manpages-pl (<< 20060617-3~)
Depends: libapt-pkg4.12 (>= 0.9.7.9), libc6 (>= 2.4), libgcc1 (>= 1:4.1.1), libstdc++6 (>= 4.6), debian-archive-keyring, gnupg
Suggests: aptitude | synaptic | wajig, dpkg-dev, apt-doc, xz-utils, python-apt
Conflicts: python-apt (<< 0.7.93.2~)
Description-en: commandline package manager
 This package provides commandline tools for searching and
 managing as well as querying information about packages
 as a low-level access to all features of the libapt-pkg library.
 .
 These include:
  * apt-get for retrieval of packages and information about them
    from authenticated sources and for installation, upgrade and
    removal of packages together with their dependencies
  * apt-cache for querying available information about installed
    as well as installable packages
  * apt-cdrom to use removable media as a source for packages
  * apt-config as an interface to the configuration settings
  * apt-key as an interface to manage authentication keys
Description-md5: 9fb97a88cb7383934ef963352b53b4a7
Tag: admin::package-management, hardware::storage, hardware::storage:cd,
 implemented-in::c++, interface::commandline, network::client,
 protocol::ftp, protocol::http, protocol::ipv6, role::program,
 suite::debian, use::downloading, use::searching,
 works-with::software:package
Section: admin
Priority: important
Filename: pool/main/a/apt/apt_0.9.7.9_amd64.deb
Size: 1253524
MD5sum: 00a128b2eb2b08f4ecee7fe0d7e3c1c4
SHA1: 6a271487ceee6f6d7bc4c47a8a16f49c26e4ca04
SHA256: 3bba3b15fb5ace96df052935d7069e0d21ff1f5b496510ec9d2dc939eefad104

5.2.1.1. Dependencies: the Depends Field

The dependencies are defined in the Depends field in the package header. This is a list of conditions to be met for the package to work correctly — this information is used by tools such as apt in order to install the required libraries, in their appropriate versions, that the package to be installed depends on. For each dependency, it is possible to restrict the range of versions that meet that condition. In other words, it is possible to express the fact that we need the package libc6 in a version equal to or greater than “2.3.4” (written “libc6 (>= 2.3.4)”). Version comparison operators are as follows:
  • <<: less than;
  • <=: less than or equal to;
  • =: equal to (note that “2.6.1” is not equal to “2.6.1-1”);
  • >=: greater than or equal to;
  • >>: greater than.
In a list of conditions to be met, the comma serves as a separator. It must be interpreted as a logical “and”. In conditions, the vertical bar (“|”) expresses a logical “or” (it is an inclusive “or”, not an exclusive “either/or”). Carrying greater priority than “and”, it can be used as many times as necessary. Thus, the dependency “(A or B) and C” is written A | B, C. In contrast, the expression “A or (B and C)” should be written as “(A or B) and (A or C)”, since the Depends field does not tolerate parentheses that change the order of priorities between the logical operators “or” and “and”. It would thus be written A | B, A | C.
The dependencies system is a good mechanism for guaranteeing the operation of a program, but it has another use with “meta-packages”. These are empty packages that only describe dependencies. They facilitate the installation of a consistent group of programs preselected by the meta-package maintainer; as such, apt-get install meta-package will automatically install all of these programs using the meta-package's dependencies. The gnome, kde-full and linux-image-amd64 packages are examples of meta-packages.

5.2.1.2. Conflicts: the Conflicts field

The Conflicts field indicates when a package cannot be installed simultaneously with another. The most common reasons for this are that both packages include a file of the same name, or provide the same service on the same TCP port, or would hinder each other's operation.
dpkg will refuse to install a package if it triggers a conflict with an already installed package, except if the new package specifies that it will “replace” the installed package, in which case dpkg will choose to replace the old package with the new one. apt-get always follows your instructions: if you choose to install a new package, it will automatically offer to uninstall the package that poses a problem.

5.2.1.3. Incompatibilities: the Breaks Field

The Breaks field has an effect similar to that of the Conflicts field, but with a special meaning. It signals that the installation of a package will “break” another package (or particular versions of it). In general, this incompatibility between two packages is transitory, and the Breaks relationship specifically refers to the incompatible versions.
dpkg will refuse to install a package that breaks an already installed package, and apt-get will try to resolve the problem by updating the package that would be broken to a newer version (which is assumed to be fixed and, thus, compatible again).
This type of situation may occur in the case of updates without backwards compatibility: this is the case if the new version no longer functions with the older version, and causes a malfunction in another program without making special provisions. The Breaks field prevents the user from running into these problems.

5.2.1.4. Provided Items: the Provides Field

This field introduces the very interesting concept of a “virtual package”. It has many roles, but two are of particular importance. The first role consists in using a virtual package to associate a generic service with it (the package “provides” the service). The second indicates that a package completely replaces another, and that for this purpose it can also satisfy the dependencies that the other would satisfy. It is thus possible to create a substitution package without having to use the same package name.
5.2.1.4.1. Providing a “Service”
Let us discuss the first case in greater detail with an example: all mail servers, such as postfix or sendmail are said to “provide” the mail-transport-agent virtual package. Thus, any package that needs this service to be functional (e.g. a mailing list manager, such as smartlist or sympa) simply states in its dependencies that it requires a mail-transport-agent instead of specifying a large yet incomplete list of possible solutions (e.g. postfix | sendmail | exim4 | …). Furthermore, it is useless to install two mail servers on the same machine, which is why each of these packages declares a conflict with the mail-transport-agent virtual package. The conflict with itself is ignored by the system, but this technique will prohibit the installation of two mail servers side by side.
5.2.1.4.2. Interchangeability with Another Package
The Provides field is again interesting when the content of a package is included in a larger package. For example, the libdigest-md5-perl Perl module was an optional module in Perl 5.6, and has been integrated as standard in Perl 5.8 (and later versions, such as 5.14 present in Wheezy). As such, the package perl has since version 5.8 declared Provides: libdigest-md5-perl so that the dependencies on this package are met if the user has Perl 5.8 (or newer). The libdigest-md5-perl package itself has eventually been deleted, since it no longer had any purpose when old Perl versions were removed.
Use of a Provides field in order to not break dependencies

Figure 5.1. Use of a Provides field in order to not break dependencies


This feature is very useful, since it is never possible to anticipate the vagaries of development, and it is necessary to be able to adjust to renaming, and other automatic replacement, of obsolete software.
5.2.1.4.3. Current Limitations
Virtual packages suffer from some limitations, the most significant of which being the absence of a version number. To return to the previous example, a dependency such as Depends: libdigest-md5-perl (>= 1.6), despite the presence of Perl 5.10, will never be considered as satisfied by the packaging system — while in fact it most likely is satisfied. Unaware of this, the package system chooses the least risky option, assuming that the versions do not match.

5.2.1.5. Replacing Files: The Replaces Field

The Replaces field indicates that the package contains files that are also present in another package, but that the package is legitimately entitled to replace them. Without this specification, dpkg fails, stating that it can not overwrite the files of another package (in fact, it is possible to force it to do so with the --force-overwrite option). This allows identification of potential problems and requires the maintainer to study the matter prior to choosing whether to add such a field.
The use of this field is justified when package names change or when a package is included in another. This also happens when the maintainer decides to distribute files differently among various binary packages produced from the same source package: a replaced file no longer belongs to the old package, but only to the new one.
If all of the files in an installed package have been replaced, the package is considered to be removed. Finally, this field also encourages dpkg to remove the replaced package where there is a conflict.

5.2.2. Configuration Scripts

In addition to the control file, the control.tar.gz archive for each Debian package may contain a number of scripts, called by dpkg at different stages in the processing of a package. The Debian Policy describes the possible cases in detail, specifying the scripts called and the arguments that they receive. These sequences may be complicated, since if one of the scripts fails, dpkg will try to return to a satisfactory state by canceling the installation or removal in progress (insofar as it is possible).
In general, the preinst script is executed prior to installation of the package, while the postinst follows it. Likewise, prerm is invoked before removal of a package and postrm afterwards. An update of a package is equivalent to removal of the previous version and installation of the new one. It is not possible to describe in detail all the possible scenarios here, but we will discuss the most common two: an installation/update and a removal.

5.2.2.1. Installation and Upgrade

Here is what happens during an installation (or an update):
  1. For an update, dpkg calls the old-prerm upgrade new-version.
  2. Still for an update, dpkg then executes new-preinst upgrade old-version; for a first installation, it executes new-preinst install. It may add the old version in the last parameter, if the package has already been installed and removed since (but not purged, the configuration files having been retained).
  3. The new package files are then unpacked. If a file already exists, it is replaced, but a backup copy is temporarily made.
  4. For an update, dpkg executes old-postrm upgrade new-version.
  5. dpkg updates all of the internal data (file list, configuration scripts, etc.) and removes the backups of the replaced files. This is the point of no return: dpkg no longer has access to all of the elements necessary to return to the previous state.
  6. dpkg will update the configuration files, asking the user to decide if it is unable to automatically manage this task. The details of this procedure are discussed in Section 5.2.3, “Checksums, List of Configuration Files”.
  7. Finally, dpkg configures the package by executing new-postinst configure last-version-configured.

5.2.2.2. Package Removal

Here is what happens during a package removal:
  1. dpkg calls prerm remove.
  2. dpkg removes all of the package's files, with the exception of the configuration files and configuration scripts.
  3. dpkg executes postrm remove. All of the configuration scripts, except postrm, are removed. If the user has not used the “purge” option, the process stops here.
  4. For a complete purge of the package (command issued with dpkg --purge or dpkg -P), the configuration files are also deleted, as well as a certain number of copies (*.dpkg-tmp, *.dpkg-old, *.dpkg-new) and temporary files; dpkg then executes postrm purge.
The four scripts detailed above are complemented by a config script, provided by packages using debconf to acquire information from the user for configuration. During installation, this script defines in detail the questions asked by debconf. The responses are recorded in the debconf database for future reference. The script is generally executed by apt prior to installing packages one by one in order to group all the questions and ask them all to the user at the beginning of the process. The pre- and post-installation scripts can then use this information to operate according to the user's wishes.

5.2.3. Checksums, List of Configuration Files

In addition to the maintainer scripts and control data already mentioned in the previous sections, the control.tar.gz archive of a Debian package may contain other interesting files. The first, md5sums, contains the MD5 checksums for all of the package's files. Its main advantage is that it allows a tool such as debsums (which we will study in Section 14.3.3.1, “Auditing Packages: debsums and its Limits”) to check if these files have been modified since their installation. Note that when this file doesn't exist, dpkg will generate it dynamically at installation time (and store it in the dpkg database just like other control files).
conffiles lists package files that must be handled as configuration files. Configuration files can be modified by the administrator, and dpkg will try to preserve those changes during a package update.
In effect, in this situation, dpkg behaves as intelligently as possible: if the standard configuration file has not changed between the two versions, it does nothing. If, however, the file has changed, it will try to update this file. Two cases are possible: either the administrator has not touched this configuration file, in which case dpkg automatically installs the new version; or the file has been modified, in which case dpkg asks the administrator which version they wish to use (the old one with modifications, or the new one provided with the package). To assist in making this decision, dpkg offers to display a “diff” that shows the difference between the two versions. If the user chooses to retain the old version, the new one will be stored in the same location in a file with the .dpkg-dist suffix. If the user chooses the new version, the old one is retained in a file with the .dpkg-old suffix. Another available action consists of momentarily interrupting dpkg to edit the file and attempt to re-instate the relevant modifications (previously identified with diff).