Product SiteDocumentation Site

1.3. Внутреннее устройство Проекта Debian

Многочисленные результаты, создаваемые Проектом Debian, одновременно возникают благодаря работе над инфраструктурой, выполняемой опытными разработчиками Debian, благодаря индивидуальной и совместной работе разработчиков над пакетами Debian и благодаря отклику пользователей.

1.3.1. Разработчики Debian

Разработчики Debian имеют различные обязанности, а как официальные члены проекта они оказывают очень сильное влияние на направление развития проекта. Обычно разработчик Debian ответственен за хотя бы один пакет, но в соответствии с имеющимся временем и желанием он может принять участие во множестве команд, получив тем самым больше обязанностей в проекте.
Сопровождение пакетов является относительно регламентированной деятельностью, оно хорошо документировано и даже строго регулируется. В результате, пакет должен соответствовать стандартам, устанавливаемым Политикой Debian. К счастью, существует множество инструментов, которые облегчают работу сопровождающего. Таким образом, разработчик может сконцентрироваться на особенностях своего пакета и на более сложной задаче, например, на исправлении ошибок.
Политика, существенный элемент Проекта Debian, определяет нормы, гарантирующие качество пакетов и операционную совместимость самого дистрибутива. Благодаря Политике Debian остаётся упорядоченным несмотря на свой гигантский размер. Политика не зафиксирована в камне, но постоянно развивается благодаря предложениям, формулируемым в списке рассылки . Улучшения, с которыми согласны все заинтересованные стороны, принимаются и добавляются в текст небольшой группой сопровождающих, у которых нет редакторских прав (они лишь добавляют изменения, которые были утверждены разработчиками Debian, которые являются участниками указанного списка рассылки). Вы можете прочесть текущие предложения улучшений в системе отслеживания ошибок:
Политика описывает большую часть технических аспектов процесса создания пакетов. Тем не менее, размер проекта приводит к возникновению в том числе и организационных проблем; эти проблемы решаются с помощью Конституции Debian, которая определяет структуру проекта, а также средства принятия решений. Другими словами, это формальная система управления проектом.
Конституция определяет ряд ролей и должностей, а также ответственности и полномочия каждой их них. Особенно следует заметить, что разработчики Debian всегда имеют полномочия принятия окончательного решения путём общего решения, в котором для внесения существенных изменений (например, изменения основополагающих документов) требуется квалифицированное большинство из трёх четвёртых (75%) голосов. Тем не менее, ежегодно разработчики выбирают «лидера», который представляет проект на различных мероприятиях и гарантирует внутреннее взаимодействие между различными командами. Эти выборы всегда представляют собой период интенсивных обсуждений. Эта роль лидера формально не определена ни одним документом, кандидаты на этот пост обычно предлагают своё собственное видение этой должности. На практике роль лидера предполагает представление проекта средствам массовой информации, координацию между «внутренними» командами, общее управление проектом, в котором участвуют и разработчики (взгляды DPL имплицитно принимаются большинством членов проекта).
Как правило, у лидера имеется реальная власть; его голос разрешает ситуации с равным числом голосов; он может принимать любое решение, которое пока ещё не относится к полномочиям кого-либо ещё, а также может делегировать часть своей ответственности.
С момента его рождения проектом последовательно руководили Иэн Мёрдок, Брюс Перенс, Ян Джексон, Вихерт Аккерман, Бэн Коллинс, Бидейл Гарби, Мартин Михльмайер, Брендан Робинсон, Энтони Таунс, Сэм Осевар, Стив Макинтайр, Стефано Дзаккироли и Лукас Нуссбаум.
Также Конституция определяет «технический комитет». Основная роль комитета заключается в разрешении технических вопросов в том случае, когда участвующие в обсуждении разработчики не могут достичь согласия. Кроме того, этот комитет играет совещательную роль для любого разработчика, кто не может самостоятельно принять решение по какому-то вопросу, за который он отвечает. Важно отметить, что комитет включается в работу только в том случае, когда его к этому приглашает одна из сторон дискуссии.
Наконец, Конституция определяет должность «секретаря проекта», который несёт ответственность за голосование в ходе различных выборов и общих решений.
Процедура «общего решения» подробно описывается в Конституции, описание затрагивает как период первоначального обсуждения, так и окончательный подсчёт голосов. Подробности см. на странице
Несмотря на то, что Конституция обеспечивает видимость демократии, реальность совсем не та. Естественным образом Debian следует правилам Свободного ПО, заключающимся в дуократии: тот, кто что-то делает, тот и решает, как это делать. Большое количество времени может быть потеряно на обсуждение соответствующих положительных черт различных способов решения какой-то проблемы; избранное решение будет одновременно и функциональным, и подходящим всем... что потребует гораздо большего количества времени, чем в решение этой проблемы может вложить компетентный человек.
Звёздочки можно заработать только одним способом: нужно сделать что-то полезное и показать, что оно хорошо работает. Многие «административные» команды Debian действуют методом кооптации, предпочитая добровольцев, которые уже внесли оптимальный вклад и доказали свою компетентность. Публичность работы таких команд позволяет новым участникам наблюдать за работой и начинать оказывать помощь без каких-либо специальных привилегий. Вот почему Debian часто описывается как «меритократия».
Этот эффективный рабочий метод гарантирует качество участников «ключевых» команд Debian. Этот метод далёк от совершенства, иногда встречаются те, кто не принимает такой способ работы. Отбор разработчиков в команды может казаться произвольным или даже нечестным. Более того, не у всех имеется сходное определение того, что следует ожидать от этих команд. Для некоторых неприемлемо ждать включение нового пакета Debian в архив в течении восьми дней, хотя другие без особых проблем терпеливо ждут и три недели. Таким образом, по поводу «качества обслуживания», предоставляемого некоторыми командами, регулярно высказываются жалобы.

1.3.2. Активная роль пользователей

Возникает вопрос, уместно ли указывать пользователей среди тех, что работают в Проекте Debian. Ответ на этот вопрос определённо положительный: пользователи играют в Проекте критическую роль. Будучи вовсе не «пассивными» пользователями, некоторые из них используют разрабатываемые версии Debian и регулярно сообщают об ошибках и проблемах. Другие пользователи идут ещё дальше и предлагают свои идеи улучшений, отправляя отчёты об ошибках уровня "wishlist" или предлагая исправления исходного кода, называемые «заплатами» (см. боковую панель К ОСНОВАМ Заплата, способ отправить исправление).
Кроме того, многочисленные довольные пользователи тех сервисов, которые предлагаются Debian, хотят внести свой вклад в Проект. Поскольку не все обладают соответствующим уровнем знаний в области программирования, они могут помочь с переводами и проверкой документации. Для координации такой работы имеются специальные списки рассылки для конкретных языков.
Все эти механизмы участия становятся более эффективными благодаря пользователям. Не будучи собранием изолированных индивидов, пользователи представляют собой настоящее сообщество, внутри которого постоянно происходят различные взаимодействия. Мы особенно выделяем впечатляющую активность в пользовательском списке рассылки, Глава 7, Решение проблем и поиск необходимой информации содержит более подробное описание).
Пользователи не только помогают сами себе (и другим) в решении технических проблем, которые касаются их самих непосредственно, но они ещё обсуждают наилучшие способы участия в Проекте Debian и помощи в его движении дальше — обсуждения, которые часто приводят к предложениям улучшений.
Поскольку Debian не тратит деньги на маркетинговые и рекламные компании, пользователи дистрибутива играют главную роль в его продвижении, распространяя славу о нём из уст в уста.
Этот метод работает весьма неплохо, так как энтузиасты Debian находятся на любом уровне сообщества свободного ПО: на вечерниках по установке (практических сессиях, на которых опытные пользователи помогают новичкам установить систему), организуемых локальными LUG (от англ. Linux User Groups - группами пользователей Linux) до стендов на крупных технических выставках, посвящённых Linux и т.д.
Добровольцы создают для Проекта постеры, брошюры, наклейки и другие полезные рекламные материалы, которые доступны для всех, и которые Debian свободно предоставляет на своём веб-сайте:

1.3.3. Команды и подпроекты

Debian с самого начала был организован вокруг концепции пакетов с исходным кодом, у каждого из которых имеется свой сопровождающий или группа сопровождающих. Со временем для обеспечения администрирования инфраструктуры и выполнения задач, которые не связаны с каким-то отдельным пакетом (контроль качества, Политика Debian, программа установки и т. д.), появились многие рабочие команды, последние из которых вырастают вокруг подпроектов.

1.3.3.1. Существующие подпроекты Debian

Каждому свой собственный Debian! Подпроект — группа добровольцев, заинтересованных в адаптации Debian под конкретные нужды. Помимо выбора подгруппы программ, предназначенных для определённой области (образование, медицина, создание музыки и проч.) подпроекты также участвуют в улучшении существующих пакетов, создают пакеты для отсутствующего в архиве ПО, адаптируют программу установки, создают специальную документацию и занимаются многими другими вещами.
Ниже приведена небольшая выборка текущих подпроектов:
  • Debian-Junior, разрабатываемый Бэном Армстронгом, предлагает привлекательную и простую в использовании для детей систему Debian;
  • Debian-Edu, разрабатываемый Петтером Райнхолдсеном, концентрируется на создании специализированного дистрибутива для академического мира;
  • Debian-Med, разрабатываемый Андреасом Тилле, посвящён медицине;
  • Debian Multimedia, который касается работы с аудио и мультимедиа;
  • Debian-Desktop, который фокусируется на настольных компьютерах и координирует разработку оформления темы по умолчанию;
  • Debian GIS, который заботится о приложениях и пользователях геоинформационных систем;
  • наконец, Debian Accessibility улучшает Debian с целью его подгонки под требования людей с ограниченными возможностями.
Скорее всего этот список продолжит со временем расти, а также расти благодаря улучшению восприятия преимуществ подпроектов Debian. Полностью поддерживаемые существующей инфраструктурой Debian, они могут, в конце концов, сконцентрироваться на работе с реальной добавочной стоимостью, не заботясь о синхронизации с Debian, поскольку они разрабатываются внутри Проекта.

1.3.3.2. Административные команды

Большинство административных команд относительно закрыты и набирают новых участников по принципам кооптации. Наилучшим способом стать частью такой команды является грамотная помощь текущим членам команды, которая доказывает, что вы понимаете их задачи и методы работы.
Команда ftp-мастеров ответственная за официальный архив пакетов Debian. Они сопровождают программу, которая получает пакеты, отправленные разработчиками, и автоматически сохраняет их после некоторых проверок на соответствующем сервере (ftp-master.debian.org).
Также они должны проверять лицензии всех новых пакетов до их включения в набор существующих пакетов с тем, чтобы убедиться, что Debian может их распространять. Когда разработчик хочет удалить пакет, они обращаются к этой команде через систему отслеживания пакетов и «псевдопакет» ftp.debian.org.
Команда системных администраторов Debian (DSA) (), как и ожидается, ответственна за системное администрирование многих серверов, используемых Проектом. Они гарантируют оптимальное функционирование всех базовых служб (DNS, веб, электронная почты, командная оболочка и т. д.), по требованию разработчиков Debian устанавливают ПО и предпринимают все предосторожности в плане безопасности.
Мастера списков администрируют сервер электронной почты, который управляет списками рассылки. Они создают новые списки, обрабатывают возвраты не доставленных сообщений (сообщения о неудачной доставке) и сопровождают фильтры спама (нежелательные массовые сообщения электронной почты).
Каждая конкретная служба имеет свою собственную команду администраторов, обычно она состоит из добровольцев, которые установили эту службу (и часто они же сами и написали соответствующие инструменты). Это касается системы отслеживания ошибок (BTS), системы отслеживания пакетов, alioth.debian.org (сервера FusionForge, см. боковую колонку ИНСТРУМЕНТ FusionForge, швейцарский армейский нож совместной разработки), служб, доступных на узлах qa.debian.org, lintian.debian.org, buildd.debian.org, cdimage.debian.org и т. п.

1.3.3.3. Команды разработки, трансверзальные команды

В отличие от административных команд команды разработки скорее крайне открыты, даже для внешних участников. Даже если Debian и не призван создавать ПО, Проекту требуются некоторые специальные программы для того, чтобы достичь поставленные цели. Конечно, благодаря тому, что эти инструменты разрабатываются как свободное ПО, в них используются методы, которые уже доказали свою пользу где-то ещё в обширном мире свободного ПО.
В Debian было разработано не очень много собственного ПО, но некоторые программы играют звёздные роли, а их слава распространилась далеко за пределы Проекта. Прекрасными примерами такого рода являются dpkg, программа управления пакетами Debian (фактически, это сокращение от слов Debian PacKaGe, пакет Debian, а обычно произносится как "dee-package"), и apt, инструмент для автоматической установки любого пакета Debian вместе с его зависимостями, что гарантирует целостность системы после выполнения обновления (называние этого инструмента является сокращением от Advanced Package Tool, продвинутый инструмент для работы с пакетами). Тем не менее, команды, занимающиеся разработкой этих инструментов, не настолько обширны как слава этих инструментов, поскольку для понимания работы такого типа программ требуются довольно глубокие навыки программирования.
Вероятно, самой важной командой является команда, которая занимается программой установки Debian, debian-installer, с момента своего создания в 2001 году она выполнила весьма важную работу. Команде требуются многочисленные участники, поскольку написать одну единственную программу, способную установить Debian на дюжину разных архитектур, довольно сложно. Каждая архитектура имеет свой собственный механизм загрузки и свой собственный загрузчик. Вся работа координируется через список рассылки и управляется Сирилом Брулбуа.
Другая (очень маленькая) команда, debian-cd, выполняет более скромные задачи. Множество «скромных» участников ответственно за свои отдельные архитектуры, поскольку основной разработчик не может знать всех нюансов и точного способа запустить программу установки с компакт-диска.
Многим командам при создании пакетов приходится работать вместе с другими командами: например, стремится гарантировать качество на всех уровнях Проекта Debian. Список служит для разработки Политики Debian в соответствии с предложениями от различных участников. Команды, ответственные за каждую отдельную архитектуру () собирают пакеты и при необходимости адаптируют их под конкретную архитектуру.
Другие команды следят за наиболее важными пакетами, гарантируя сопровождение этих пакетов без того, чтобы эта тяжёлая нагрузка лежала на одних плечах; это касается библиотеки C и списка рассылки , компилятора C и списка , а также Xorg и (это группа также известна как X Strike Force).

Product SiteDocumentation Site

1.3. The Inner Workings of the Debian Project

The abundant end results produced by the Debian project derive simultaneously from the work on the infrastructure performed by experienced Debian developers, from the individual or collective work of developers on Debian packages, and from user feedback.

1.3.1. The Debian Developers

Debian developers have various responsibilities, and as official project members, they have great influence on the direction the project takes. A Debian developer is generally responsible for at least one package, but according to their available time and desire, they are free to become involved in numerous teams, acquiring, thus, more responsibilities within the project.
Package maintenance is a relatively regimented activity, very documented or even regulated. It must, in effect, comply with all the standards established by the Debian Policy. Fortunately, there are many tools that facilitate the maintainer's work. The developer can, thus, focus on the specifics of their package and on more complex tasks, such as squashing bugs.
The Policy, an essential element of the Debian Project, establishes the norms ensuring both the quality of the packages and perfect interoperability of the distribution. Thanks to this Policy, Debian remains consistent despite its gigantic size. This Policy is not fixed in stone, but continuously evolves thanks to proposals formulated on the mailing list. Amendments that are agreed upon by all interested parties are accepted and applied to the text by a small group of maintainers who have no editorial responsibility (they only include the modifications agreed upon by the Debian developers that are members of the above-mentioned list). You can read current amendment proposals on the bug tracking system:
The Policy provides considerable cover of the technical aspects of packaging. The size of the project also raises organizational problems; these are dealt with by the Debian Constitution, which establishes a structure and means for decision making. In other words, a formal governance system.
This constitution defines a certain number of roles and positions, plus responsibilities and authorities for each. It is particularly worth noting that Debian developers always have ultimate decision making authority by a vote of general resolution, wherein a qualified majority of three quarters (75%) of votes is required for significant alterations to be made (such as those with an impact on the Foundation Documents). However, developers annually elect a “leader” to represent them in meetings, and ensure internal coordination between varying teams. This election is always a period of intense discussions. This leader's role is not formally defined by any document: candidates for this post usually propose their own definition of the position. In practice, the leader's roles include serving as a representative to the media, coordinating between “internal” teams, and providing overall guidance to the project, within which the developers can relate: the views of the DPL are implicitly approved by the majority of project members.
Specifically, the leader has real authority; their vote resolves tie votes; they can make any decision which is not already under the authority of someone else and can delegate part of their responsibilities.
Since its inception, the project has been successively led by Ian Murdock, Bruce Perens, Ian Jackson, Wichert Akkerman, Ben Collins, Bdale Garbee, Martin Michlmayr, Branden Robinson, Anthony Towns, Sam Hocevar, Steve McIntyre, Stefano Zacchiroli and Lucas Nussbaum.
The constitution also defines a “technical committee”. This committee's essential role is to decide on technical matters when the developers involved have not reached an agreement between themselves. Otherwise, this committee plays an advisory role for any developer who fails to make a decision for which they are responsible. It is important to note that they only get involved when invited to do so by one of the parties in question.
Finally, the constitution defines the position of “project secretary”, who is in charge of the organization of votes related to the various elections and general resolutions.
The “general resolution” procedure is fully detailed in the constitution, from the initial discussion period to the final counting of votes. For further details see:
Even if this constitution establishes a semblance of democracy, the daily reality is quite different: Debian naturally follows the free software rules of the do-ocracy: the one who does things gets to decide how to do them. A lot of time can be wasted debating the respective merits of various ways to approach a problem; the chosen solution will be the first one that is both functional and satisfying… which will come out of the time that a competent person did put into it.
This is the only way to earn one's stripes: do something useful and show that one has worked well. Many Debian “administrative” teams operate by co-optation, preferring volunteers who have already effectively contributed and proved their competence. The public nature of the work of those teams makes it possible for new contributors to observe and start helping without any special privilege. This is why Debian is often described as a “meritocracy”.
This effective operational method guarantees the quality of contributors in the “key” Debian teams. This method is by no means perfect and occasionally there are those who do not accept this way of operating. The selection of developers accepted in the teams may appear a bit arbitrary, or even unfair. Furthermore, not everybody has the same definition of the service expected from these teams. For some, it is unacceptable to have to wait eight days for inclusion of a new Debian package, while others will wait patiently for three weeks without a problem. As such, there are regular complaints from the disgruntled about the “quality of service” from some teams.

1.3.2. The Active Role of Users

One might wonder if it is relevant to mention the users among those who work within the Debian project, but the answer is a definite yes: they play a critical role in the project. Far from being “passive”, some users run development versions of Debian and regularly file bug reports to indicate problems. Others go even further and submit ideas for improvements, by filing a bug report with a severity level of “wishlist”, or even submit corrections to the source code, called “patches” (see sidebar BACK TO BASICS Patch, the way to send a fix).
Additionally, numerous satisfied users of the service offered by Debian like to make a contribution of their own to the project. As not everyone has appropriate levels of expertise in programming, they may choose to assist with the translation and review of documentation. There are language-specific mailing lists to coordinate this work.
All of these contribution mechanisms are made more efficient by users' behavior. Far from being a collection of isolated persons, users are a true community within which numerous exchanges take place. We especially note the impressive activity on the user discussion mailing list, (Chapter 7, Solving Problems and Finding Relevant Information discusses this in greater detail).
Not only do users help themselves (and others) on technical issues that directly affect them, but they also discuss the best ways to contribute to the Debian project and help it move forward — discussions that frequently result in suggestions for improvements.
Since Debian does not expend funds on any self-promoting marketing campaigns, its users play an essential role in its diffusion, ensuring its fame via word-of-mouth.
This method functions quite well, since Debian fans are found at all levels of the free software community: from install parties (workshops where seasoned users assist newcomers to install the system) organized by local LUGs or “Linux User Groups”, to association booths at large tech conventions dealing with Linux, etc.
Volunteers make posters, brochures, stickers, and other useful promotional materials for the project, which they make available to everyone, and which Debian provides freely on its website:

1.3.3. Teams and Sub-Projects

Debian has been organized, right from the start, around the concept of source packages, each with its maintainer or group of maintainers. Many work teams have emerged over time, ensuring administration of the infrastructure, management of tasks not specific to any package in particular (quality assurance, Debian Policy, installer, etc.), with the latest series of teams growing up around sub-projects. Existing Debian Sub-Projects

To each their own Debian! A sub-project is a group of volunteers interested in adapting Debian to specific needs. Beyond the selection of a sub-group of programs intended for a particular domain (education, medicine, multimedia creation, etc.), sub-projects are also involved in improving existing packages, packaging missing software, adapting the installer, creating specific documentation, and more.
Here is a small selection of current sub-projects:
  • Debian-Junior, by Ben Armstrong, offering an appealing and easy to use Debian system for children;
  • Debian-Edu, by Petter Reinholdtsen, focused on the creation of a specialized distribution for the academic world;
  • Debian Med, by Andreas Tille, dedicated to the medical field;
  • Debian Multimedia which deals with audio and multimedia work;
  • Debian-Desktop which focuses on the desktop and coordinates artwork for the default theme;
  • Debian GIS which takes care of Geographical Information Systems applications and users;
  • Debian Accessibility, finally, improving Debian to match the requirements of people with disabilities.
This list will most likely continue to grow with time and improved perception of the advantages of Debian sub-projects. Fully supported by the existing Debian infrastructure, they can, in effect, focus on work with real added value, without worrying about remaining synchronized with Debian, since they are developed within the project. Administrative Teams

Most administrative teams are relatively closed and recruit only by cooptation. The best means to become a part of one is to intelligently assist the current members, demonstrating that you have understood their objectives and methods of operation.
The ftpmasters are in charge of the official archive of Debian packages. They maintain the program that receives packages sent by developers and automatically stores them, after some checks, on the reference server (
They must also verify the licenses of all new packages, in order to ensure that Debian may distribute them, prior to including them in the corpus of existing packages. When a developer wishes to remove a package, they address this team through the bug tracking system and the “pseudo-package”.
The Debian System Administrators (DSA) team (), as one might expect, is responsible for system administration of the many servers used by the project. They ensure optimal functioning of all base services (DNS, Web, e-mail, shell, etc.), install software requested by Debian developers, and take all precautions in regards to security.
The listmasters administer the e-mail server that manages the mailing lists. They create new lists, handle bounces (delivery failure notices), and maintain spam filters (unsolicited bulk e-mail).
Each specific service has its own administration team, generally composed of volunteers who have installed it (and also frequently programmed the corresponding tools themselves). This is the case of the bug tracking system (BTS), the package tracker, (FusionForge server, see sidebar TOOL FusionForge, the Swiss Army Knife of collaborative development), the services available on,,,, etc. Development Teams, Transversal Teams

Unlike administrative teams, the development teams are rather widely open, even to outside contributors. Even if Debian does not have a vocation to create software, the project needs some specific programs to meet its goals. Of course, developed under a free software license, these tools make use of methods proven elsewhere in the free software world.
Debian has developed little software of its own, but certain programs have assumed a starring role, and their fame has spread beyond the scope of the project. Good examples are dpkg, the Debian package management program (it is, in fact, an abbreviation of Debian PacKaGe, and generally pronounced as “dee-package”), and apt, a tool to automatically install any Debian package, and its dependencies, guaranteeing the consistency of the system after an upgrade (its name is an acronym for Advanced Package Tool). Their teams are, however, much smaller, since a rather high level of programming skill is required to gain an overall understanding of the operations of these types of programs.
The most important team is probably that for the Debian installation program, debian-installer, which has accomplished a work of momentous proportions since its conception in 2001. Numerous contributors were needed, since it is difficult to write a single program able to install Debian on a dozen different architectures. Each one has its own mechanism for booting and its own bootloader. All of this work is coordinated on the mailing list, under the direction of Cyril Brulebois.
The (very small) debian-cd program team has an even more modest objective. Many “small” contributors are responsible for their architecture, since the main developer can not know all the subtleties, nor the exact way to start the installer from the CD-ROM.
Many teams must collaborate with others in the activity of packaging: tries, for example, to ensure quality at all levels of the Debian project. The list develops Debian Policy according to proposals from all over the place. The teams in charge of each architecture () compile all packages, adapting them to their particular architecture, if needed.
Other teams manage the most important packages in order to ensure maintenance without placing too heavy a load on a single pair of shoulders; this is the case with the C library and , the C compiler on the list, or Xorg on the (this group is also known as the X Strike Force).